Вернуться на главную

Тайны Армении

Апофеоз вольности

038_3
Армянская средневековая культура отличалась поистине беспрецедентной в масштабах всего христианского мира творческой свободой. Уникальный пример вольного созидания – рельефное изображение Бога Отца на верхнем ярусе тимпана церкви Святого Степаноса Нахавки. Великолепное сооружение на территории монастырского комплекса Нораванк датируется X–XIII веками, однако в начале XIV столетия оно было дополнено свежими художественными решениями. Автором большинства разработок выступает выдающийся живописец и зодчий Момик. Долгое время этот гениальный выпускник Гладзорского университета занимался миниатюрой, но после того как его зрение ухудшилось, переключился на пространственное творчество.

Если для средневекового европейского искусства характерно исключительно ассоциативное представление Бога (десница, луч), то автор сюжета в тимпане изобразил его в образе бородатого мужчины. Дух Божий – это рожденный из бороды голубь, клювом касающийся уст Адама в левой ладони Вседержителя. Под десницей располагается сцена распятия Сына Божьего, с двух сторон ограниченная образами Богоматери и евангелиста Иоанна. В сцене присутствует также толкователь снов пророк Даниил, лежащий под крестом и прикасающийся к нему поднятой рукой.

Очевидно, что западное христианство не могло допустить и мысли о столь вольном визуальном представлении библейских сюжетов.

Теги: , , , , ,

Оставьте комментарий

Вы должны зарегистрироваться для размещения комментария.