Вернуться на главную

Тайны Армении

На заре Возрождения

100_1849_freska_apostoly
Многие искусствоведы склонны рассматривать расцвет армянской культуры IX–XIV веков как предтечу европейского Возрождения. Представители армянской средневековой культуры в некоторых аспектах действительно опережали творцов Ренессанса и, вполне возможно, оказывали на них определенное влияние. Однако подобное воздействие не состоялось бы без живого интереса самих европейцев к истории Армении. Данте, в частности, использовал в «Божественной комедии» (в первом видении первой песни «Ада») древнейший миф об Ара Прекрасном.

Выдающихся успехов достигла национальная живопись, в том числе миниатюра. В середине прошлого века известный искусствовед Лидия Дурново писала о художнике киликийской школы Торосе Рослине: «Именно он, этот современник Данте, предшественник Джотто в Италии и Панселина в Византии, сделал первые шаги Предренессанса. Его прогрессивность шла в том направлении, которое впоследствии стало на прочную основу и широко развернулось в Италии как раннее Возрождение».

Монументальная роспись средневековой Армении рассматривается многими специалистами в качестве предвосхищающей европейский Ренессанс изобразительной формы. Представление об уровне армянских живописцев X–XI столетий дает монастырский комплекс Кобайр. По мнению итальянских искусствоведов, многие настенные персонажи легко узнаваемы, однако европейские аналоги портретов (тех же апостолов) явно «запаздывают» на несколько веков.

Теги: , , , , , , ,

Оставьте комментарий

Вы должны зарегистрироваться для размещения комментария.